Наставления некоторых современных шейхов Шейх Сулейман ар-Рухайли Сказал наш брат, уважаемый шейх, устаз и доктор Сулейман ибн Салими-Ллях ар-Рухейли (да хранит его Аллах): «Нет сомнения в том, что знания берутся от больших, и что необходима рекомендация (тазкия). Однако, кто они большие (в знании)? Большие – это те, кого сделали большими их знания, которые известны своим знанием, даже если сами они малы в годах, даже если они молоды. Были большие (в знании) из сподвижников малые в годах, было принято от них знание, и их знание осветило этот мир. Этот вопрос имеет важное положение, а именно, что молодого в годах делает большим его знание, и он становится известным посредствам этого крепкого, полезного знания. И примеров этому много среди саляфов (предшественников), начиная от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и продолжая теми, кто после них, из числа имамов (этой общины). (1) Также необходима рекомендация (тазкия), так как знание – это религия, поэтому нужно нам знать (смотреть) от кого мы принимаем нашу религию. Однако, как получают эти рекомендации? Рекомендации бывают 3-х видов: Первый вид: рекомендация, которая дана признанными учёными в виде текста или слов. Чтобы учёные или некоторые из них указали на это, и мы не ограничиваем эту рекомендацию одним учёным или двумя или тремя. Главное чтобы она была, от одного из признанных учёных, или же от группы учёных. Чтобы была их рекомендация в том, что такой-то пригоден для того, чтобы брать от него знание. Второй вид: когда человек известен своим преподаванием, своим обучением, и никто из обладающих знанием не порицает его. Известен тем, что он даёт уроки, это распространено от него, и никто из признанных обладающих знанием не порицает это преподавание. Это называется «молчаливая рекомендация» (тазкияту сукутия). Ведь не подобает ученым молчать и дозволять обучать тому, кто достоин того, чтобы ему это запретили. Третий вид: это тот вид рекомендаций, о важности которой мы говорим, а это – когда рекомендацией человеку служит его знание. Когда он обучает только Сунне, то есть, ничему, кроме истины, когда сам берет знания только от ученых Сунны, когда его слова соответствуют тому, что есть в книгах ученых Сунны. И неизвестно от него, чтобы он опровергал слова признанных учёных, и неизвестно, чтобы он противоречил самой Сунне – такому рекомендацией служит его же знание. Ведь не каждого требующего знание, приносящего пользу знают учёные. Однако, нужно смотреть на то знание, которое он распространяет: обучает ли он Сунне, уважает ли он мнение ученых Сунны, принимает ли он слова ученых Сунны? И если оно так и есть, то рекомендацией ему будет его знание, и от такого знание принимается. А слова тех, кто говорит, что знание принимаются только от того, кому дали рекомендацию большие ученые (первый вид), то подобное закрывает двери к благу! Ведь во многих странах требующие знания обучают людей Сунне, приводят людям разъяснения ученых Сунны, и обучают по мере того, что сами изучили, однако они не имеют рекомендаций от какого-то определенного учёного. Но вместе с этим неизвестно чтобы кто-то опроверг их, дискредитировал их познание (сделал им джарх). И если мы скажем, что от таких не принимается знание, то тогда знание в большинстве таких стран исчезнет, и закроются двери к благу, а потом поднимутся сторонники новшеств и станут преподавать и обучать. Тогда как сторонники Сунны будут молчать. После чего сторонники Сунны начнут обучаться у сторонников нововведений напрямую, или через интернет или ещё как-то. А ведь это не является правильным и не является верным! Поэтому мы говорим, что рекомендация обязательна, и не должно быть в этом деле послабления, а иначе знание станут приобретать от кого попало. Однако как получаются эти рекомендации? Как уже было сказано: Непосредственно от ученого или группы признанных ученых, известных приверженностью Сунне; или по причине распространения и известности (проповедника), которому не делают порицания ученые; или же по причине правильного, достоверного знания у требующего его и обучающего ему, которое не было опровергнуто, дискредитировано. Также, нет сомнения в том, что обязательным является каждому останавливаться у границ того, что он знает и не переходить их, даже если закончатся те знания, которым он обучает других (и нечем будет ему продолжить). Во многих странах мусульмане нуждаются в том, чтобы им объяснили основы религии, и тот, кто изучил эти основы согласно убеждениям Сунны, усвоил их, тому дозволено обучать других этому. Однако он не должен становиться при этом шейхуль-Ислям Ибн Таймией! То есть, как некоторые требующие знания, которые изучили (с учеными) книгу или две, затем взялись преподавать и обольстились, почувствовали свою важность, и стали опровергать больших учёных, стали выносить решения (фатауа) по каждому вопросу. Нет сомнения, что это есть заблуждение! Однако тот, в ком есть благо, тот останавливается у границ того, что знает, такой распространяет Сунну и благо. И не надлежит нам быть преградой тому, кто распространяет Сунну и благо. И это то, на чем мы застали наших ученых, таких как шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин, да будет милостив к ним Аллах, в их взаимоотношении с требующими знания. Однако, того, кого опровергли, дискредитировали (сделали джарх), тот, у кого в знание неопределенность, неясность, или тот, кто является неизвестным со всех сторон, от такого не принимается знание! И Аллах лучше знает». (Сл. «Фикъх аль-му’амалят аль-малийя»). _______________________________ 1.Нет сомнения в том, что человек может быть большим в знании, несмотря на молодость, как говорит шейх Сулейман. И пример этому – молодой Ибн ‘Аббас, с которым советовался сам ‘Умар (да будет доволен ими Аллах). А также имамы, которые достигли степени имамства, не дожив даже до пятидесяти лет, как например, имам ан-Науауи (да помилует его Аллах). Однако следует знать, что в частности в наше время, когда говорящих о религии все больше и больше, а истинных ученых все меньше и меньше, следует держаться за больших учёных, которые требовали знания и провели в призыве к истине долгие годы. Довод этому известный хадис, переданный со слов Абу Умайи аль-Джумхи (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, из числа признаков Судного Часа то, что знание будут приобретать от малых». Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 61, ат-Табарани “аль-Кабир” 22/361, аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-итикъад” 1/230. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Гъанни аль-Макъдиси «Нихая аль-мурад» и шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 695. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не перестанут люди пребывать в благополучии до тех пор, пока будут приобретать знания от больших, достойных доверия ученых. А когда они станут приобретать знания от малых и наихудших, то погибнут”. ‘Абдур-Раззакъ 11/249, ат-Табарани в “аль-Кабир” 8589, аль-Байхакъи 1/275. Достоверность подтвердили хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. Саляфы разошлись в понимании слова «малый» в этих сообщениях. Кто-то посчитал, что речь идёт о приверженцах нововведений, какого бы возраста он ни были, и это передаётся от Ибн аль-Мубарака. Кто-то посчитал, что речь идёт о тех, кто отдавал предпочтение кому-то в знании перед сподвижниками, и это передаётся от Абу ‘Убайда. А кто-то считал, что речь идёт о молодых в годах, лишённых опыта и мудрости, и это передаётся от Ибн Къутайбы. Имам Ибн Къутайба сказал: “Меня спросили о словах: «Не перестанут люди пребывать в благополучии до тех пор, пока будут приобретать знания от больших». Смысл этих слов в том, что люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока их учёными будут пожилые шейхи, а не молодые люди. Ведь шейх уже лишён услад молодости, свойственной ей горячности, поспешности и неразумности, однако он уже приобрел знание и опыт. В отношении его знания его не посещают сомнения, им не овладевает страсть, его не охватывают желания, и шайтан уже не может заставить его ошибиться так, как молодого. С возрастом приходит серьёзность, величавость и почтение. А что касается молодого, то ему свойственны все эти недостатки, от которых шейх уже в безопасности, и поэтому если они им овладеют, и он вынесет фатуа, то погубит себя и других”. См. “Насыхату ахлиль-хадис” 93. По этой причине шейх ‘Абду-Ссалям ибн Барджис (да помилует его Аллах) сказал: “Из того, что отличает учёного от неученого – это преклонный возраст. Даже если это и не является условием того, чтобы быть учёным, однако в наше время это необходимо делать условием из-за огромного вреда, который несёт в себе приобретение знания от молодых, а также из-за того, что множество людей в наши дни не в состоянии отличить ученого от неученого!” См. “Ман хум аль-‘уляма” 23.