Наставления некоторых современных шейхов
Шейх Мухаммад Базмуль (1)
Спросили нашего брата, уважаемого шейха и доктора Мухаммада Базмуля (да хранит его Аллах):
«Сейчас среди саляфитов распространилось опасное сомнение. Они говорят: «Каждый раз, как мы начинаем доверять какому-то саляфитскому шейху, которого рекомендовали учёные, он внезапно бракуется и его авторитет падает среди нас, так как наше доверие к нему (было) по причине его знаний, а не по причине нашей привязанности к его личности. И мы не знаем причину этого, чтобы быть осторожными в отношении его ошибок. И так же наши личные библиотеки в домах, как только мы наполним её трудами определённых шейхов, опустошаем её вновь (из-за джарха этих же шейхов)». Каков ваш ответ на это сомнение, которое может подобно заразе распространиться среди саляфитов, что может привести их к слабости и овладеет ими шайтан? И каково ваше наставление для сыновей саляфии?»
Он ответил (да хранит его Аллах): «Та действительность, которую описал спрашивающий, она действительно имеет место, и я чувствую её. И вероятно то, что я упомяну сейчас, внесёт ясность в этом вопросе и приведет (спрашивающего) к желаемому:
Во-первых: «Саляфия» и причисление себя к ней – не означает, что саляфит не может ошибаться, будь он малым требующим знание или большим учёным. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все сыны Адама часто ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся».
Во-вторых: Не каждый, кто ошибся, с ним обращаются так, как с приверженцем нововведений! И это очень важно знать! Это и есть то, что разделяет между саляфитами и теми, у кого чрезмерность в этом вопросе, как, к примеру, хаддадиты. Ведь одно из тех порицаний, что направлены к ним, это то, что они не разделяют между саляфитом, который впал в ошибку и между приверженцем нововведений и своих страстей в основе. Они обращаются с обоими одинаково. Воистину, суннита надо наставлять и мысли о нём должны быть хорошими, что он вернётся к истине и примет её. И это не является слабостью или трусостью, напротив, это и есть настоящая (красивая) отвага, которой мусульманин исповедует религию перед своим Господом. Воистину, истина более достойна того, чтобы за ней следовали.
В-третьих: Саляфия – не означает, что не должно быть разногласий между саляфитами в научных вопросах, следствие которых иджтихад. И та действительность, что произошла между сподвижниками, указывает на это. Если саляфит следует Корану и Сунне в понимании саляфов, то это не означает, что не будет происходить разногласий в вопросах иджтихада. К примеру, имамы четырёх мазхабов из числа последователей праведных саляфов, однако между ними были разногласия в вопросах иджтихада, как это хорошо известно.
В-четвёртых: Саляфия – не означает, что саляфит не может впасть в болезни сердца из числа незаметных страстей, как любовь к славе и чрезмерная суровость в отношении своих братьев. Однако, мусульманин должен быть подобно зеркалу для своего брата, он даёт ему наставление и указывает на то, в чём правильность. И к Аллаху следует обращаться за покровительством.
В-пятых: Не является из манхаджа праведных предшественников (ас-саляф) обязывать (ильзам) кого-то следовать за кем-либо, кроме посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а особенно в вопросах иджтихада.(2)
В-шестых: Учёный-саляфит может плохо сказать о другом саляфите по причине какой-либо ошибки. И это не означает, что он забраковал его. В этом случае надо иметь наилучшие мысли, и мы должны знать, что сказанные слова того учёного – результат его иджтихада, который он посчитал правильным. И тут ему засчитывается либо двойная награда, если он был прав или одна, если ошибся.
В-седьмых: Если кто-то сказал плохо о том, чья праведность и надёжность известна, то его джарх не принимается, если только не будет объяснена причина и разъяснен джарх. И обращение с тем, кому сделали джарх, не должно быть таким, словно о нём говорили плохо изначально или его надёжность и праведность не была известна.
В-восьмых: Хорошее предположение должно стоять впереди. И не думай плохо о своем брате, когда можешь найти ему оправдания.
В-девятых: Никаких личностей нельзя возводить в ранг святых. И спрашивающий – да воздаст ему Аллах благом – понимает это, так как он сказал: «не потому что мы привязаны к его личности».
В-десятых: Не каждый, про кого сказали плохое – теряет почет, и не каждый джарх принимается.
В-одиннадцатых: Саляфия – это не бегать упорно за рекомендациями, требуя их от учёных. Мусульманину дают рекомендацию, прежде всего – его знания и его дела. Благословенная земля никого не делает святым, как и родословная, как и слова, относительно джарха людей никого не возвеличивают.
В-двенадцатых: Не имеет отношение к саляфии радоваться ошибкам людей, их джархам, а также копаться в этом без нужды. Требующий знание должен сторониться этого, оставляя это учёным и не быть причиной в разжигании смуты. Наоборот, он должен погасить её, отстранившись и отдалившись от неё, проявив терпение и иметь лучшие мысли, оставив это дело учёным.
А Аллах – Тот, кто оказывает содействие!» (С официального сайта шейха Мухаммада Базмуля).
После таких благодатных слов обладателей знания, построенных на методологии праведных предшественников, я скажу:
Воистину, защита религии Ислама путём разъяснения того, что приписывается ей, всякого рода нововведения и новшества, является наивысшим видом поклонения, посредством которого раб приближается к Аллаху. И оно является более достойным видом из двух джихадов. Это джихад, который не прервётся до наступления Судного часа. Это джихад избранных угодников Аллаха из числа Его посланников и их последователей. Говорит шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да помилует его Аллах): «Опровергающий приверженцев нововведений является муджахидом. Яхья ибн Яхья говорил: «Защита Сунны лучше, чем джихад». (См. «Маджму’ аль-фатауа» 4/13).
Однако, обсуждение конкретных личностей, которые ошиблись, особенно те из них, которые приписывают себя к Сунне и её сторонникам, в этом разбирается не каждый. Рассмотрение этого вопроса должно ограничиваться теми, кто известен знанием и богобоязненностью. Говорит имам–хафиз аз-Захаби (да помилует его Аллах): «Обсуждение людей не дозволяется никому, кроме того, кто обладает полноценным познанием и истинной богобоязненностью». (См. «Мизан аль-‘итидаль» 3/46).
_______________________________
1.Обратите внимание на то, какой простотой и скромностью обладает автор данной книги – шейх ас-Сухайми, что цитирует слова шейхов Сулеймана и Мухаммада Базмуля без капли гордыни, несмотря на то, что он являлся их шейхом, и они годятся ему в сыновья.
2. Это, к сожалению то, что не понимают многие фанатики своих шейхов в наше время, которые обязывают каждого мусульманина считать именно так, как считает его шейх или группа избранных ими шейхов, словно это единогласное мнение общины, которой обязан принять каждый мусульманин беспрекословно. К Аллаху мы прибегаем от невежества и зла таких людей!