Положение тазкии в Исламе (2)
Тазкия – одна из причин отличия истинных обладателей знания, но не единственная
Итак, как уже было указано, тазкия ученых о ком-либо является одной из важных причин, которая утверждает достойность этого человека и его надежность (‘адаля). Однако, это не единственная причина для утверждения ‘адали человека, ибо есть также и другие причины, более важные, и это – дела и слова самого человека. Не столько важно то, что говорят о человеке и что он говорит о себе сам, сколько важны его поступки, слова и дела.
Как-то Абу ад-Дарда написал письмо Сальману аль-Фариси (да будет доволен ими обоими Аллах), в котором говорил: “Спеши на святую землю (аль-Къудс)”. На что он ему ответил: “Поистине, святая земля не делает никого святым, однако делают человека таковым его деяния!” Малик 2/235.
Шейх Раби’ аль-Мадхали сказал: “Поистине, человеку делают тазкия его дела!” См. “ан-Насыха уаль-баян”.
Следует знать, что в тазкии не нуждаются обладатели знания, которые известны своим познанием, правильным вероубеждением и пользой в призыве к Корану, Сунне и пути саляфов. К примеру, нет нужды в том, чтобы кто-то приходил и спрашивал: «А кто давал тазкия Малику?» или: «Кто давал тазкия Ибн Хаджару?» или: «Кто давал тазкия Ибн Базу и аль-Альбани?» Эти имамы достигли своим познанием и призывов в религии известности, при которой они не нуждаются в тазкиятах. Когда имама Ахмада спросили про Исхакъа ибн Рахауайха, он сказал: “Разве о таком, как Исхакъ спрашивают?! Исхакъ для нас – имам, из числа имамов мусульман!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 227, аль-Харауи в “Замм аль-калям” 4/334.
Сказал имам аль-Хатыб аль-Багъдади, поясняя, что в тазкии нуждаются люди, чье положение неизвестно, тогда как известные своим знанием и достоинством в этом не нуждаются: “Доводом этому является то, что когда проявляется знание человека и его достойность, эти вещи оказывают более сильное влияние на души (людей), чем похвала одного или двух, которые могут соврать, желая его похвалить. Или же могут преследовать иные цели, описывая его тем, кем он не является. Тогда как, вернувшись к душе, становится ясно, что проявление человеком этого (знания и достойности) является сильнее, чем тазкия хвалящего”. См. “аль-Кифая” 1/287.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Те люди, которые в исламской общине имеют правдивый язык, о которых отзываются с похвалой и хвалят различные слои в умме, они и есть имамы, ведущие прямым путем, и светильники во мраке! И ошибки таких людей незначительны по сравнению с их правильными словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 11/43.
Шейх Са’д аш-Шасри сказал: “Ученого узнают по одному из трех вещей:
1. Тазкия группы ученых о том, что такой-то является ученым;
2. Если ты видишь, что ученые какого-то города обращаются со сложными вопросами к какому-то человеку, то знай что он ученый;
3. Если кто-то выдвинул себя для дачи фатауа, и никто из ученых его не порицает”. Сл. “Фасалю ахля-ззикр ин кунтум ля та’лямун”.
_____________________
Перевел и подготовил для рассылок брат A'mash. Главный администратор ресурса www.salaf-forum.com (www.islam-forum.ws)