Положение тазкии в Исламе (3)
О крайностях в вопросах тазкии
Усвоив на основании приведенного о важности тазкии в Исламе, необходимо отметить, что, к сожалению, в отношении понятия «тазкия» есть две распространенные крайности. О первой крайности уже было упомянуто, а это те, кто считает тазкию чем-то незначительным и выдуманным.
Вторая же противоположная крайность выражается в том, что некоторые мусульмане вообще не принимают ничего о религии от тех, у кого нет тазкии, иджаз, иснадов и т.п. Эти люди не принимают от мусульманина даже стопроцентную ясную для них истину, кроме как в случае, если у произносящего истину будет тазкия от ученого. Более того, положение этих людей зашло так далеко, что один из таких на вопрос: «Выходит, ты не будешь обучать своего соседа, который просит тебя научить его совершать намаз, пока у тебя не будет тазкии?», ответил: «Да».
Нет никакого сомнения, что подобные суждения являются заблуждением и не имеют никакого отношения к Шариату Всевышнего! Более того, подобные заблуждения противоречат Шариату! И если нельзя было бы заниматься призывом никому, кроме ученых и тем, кого хвалили ученые, то Ислам не распространился бы!
Воистину, наша религия ясная и легкая и большинство ее фундаментальных положений знает практический каждый мусульманин, например, касательно столпов Ислама, важности единобожия и опасности неверия и многобожия. Любой мусульманин имеет право и должен призывать к единобожию, любой может и должен обучать людей совершать молитву и т.п., даже если он никогда не получал никакого тазкия от обладателей знания. Каждый мусульманин призывает к религии Аллаха согласно своему уровню и тому, что он знает точно, но при этом, конечно же, осознавая опасность слов о вопросах религии без знания!
Всевышний Аллах сказал: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: “Воистину, я – один из мусульман”?» (Фуссылят 41: 33).
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Распространяйте от меня даже один аят!» аль-Бухари 3461.
Также в известном хадисе, который передается со слов двадцати сподвижников сказано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Да сделает Аллах прекрасным того, кто услышал мои слова, запомнил и усвоил их и передал тому, кто не слышал их. Может быть так, что несущий фикъх передает его тому, кто больший факъих, чем он. И может быть так, что несущий фикъх сам факъихом не является». Ахмад 1/436, ат-Тирмизи 2656, 2657, 2658, Абу Дауд 3660, Ибн Маджах 230, 231, 232, 233, 236. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 404.
Имам аль-Мунауи сказал: “В этом хадисе указание на то, что быть факъихом не является условием для передачи хадиса. Однако условием является – запоминание. Что же касается понимания и размышления (над хадисом), то это для факъиха. В этом хадисе самое сильное доказательство, опровергающее тех, кто сделал условием принятия хадиса, чтобы передающий был факъихом-ученым!” См. “Файдуль-Къадир” 6/284.
Упомянутое является ясным опровержением подобным крайностям.
К сожалению, одни впадают в одну крайность, а другие – в другую. Кто-то доверяет всем подряд или черпает свои знания с просторов интернета без разбору, даже не уточняя достоверность предоставляемой о религии знаний, что является порицаемой халатностью.
А другие люди важное саляфитское правило, как: «Эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию» сделали спекуляцией, прикрываясь этим правилом. Эти люди умудряются заявить, что тому из числа требующих знание, которому ученые не дали тазкию, или, что еще удивительнее и неуместнее – иджазу (при том не важно на какой матн), или кто не учился именно у больших ученых, ни в коем случае нельзя заниматься призывом и обучением людей. Даже если эти люди не говорят отсебятины, а лишь передают слова и мнения признанных имамов ахлю-Сунна. То, что было приведено опровергает подобное заявление, однако для большей пользы также хотелось бы привести слова признанных шейхов ахлю-Сунна касательно этих утверждений:
Спросили шейха Зейда аль-Мадхали: «Вы знаете ту реальность мусульман, которая в странах неверных. Большинство молодежи – это иностранцы, не понимающие арабского языка. В нашей местности есть брат, который перевел слова ученых, их книги для братьев. Простые книги, например, «Три основы» с комментариями шейха ‘Усаймина, и некоторые другие книги. Однако некоторые люди выразили несогласие в связи с этим и сказали ему: «У тебя обязательно должна быть тазкия от большого ученого из Саудовской Аравии», т.е. рекомендация от ученого саляфита. Что вы скажете относительно этого?»
Шейх ответил: “Я скажу: Тот, кто изучил что-то из религиозных наук и исламского фикъха, и хорошо освоил это, то нет никаких проблем (в его деятельности), напротив, ему полагается награда. Если он изучил (вопрос), то не является условием наличие тазкии. Однако, следует посмотреть, чему он обучает людей? Если обучает правильным исламским законоположениям с доказательствами, то это требуемая вещь, и не является условием, чтобы его рекомендовал шейх, даже если он в чем-то допустил ошибку. Также необходимо наличие того, кто может разъяснить эту ошибку. Если обучающий ошибается, тогда нельзя ему обучать людей тому, что не является правильным. Дело обстоит таким образом. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Распространяйте от меня даже один аят». В этом доказательство на то, что имеющий даже малое знание, должен доносить его до людей, если они нуждаются в этом. И никому нельзя препятствовать его делу, кроме как если он вводит в заблуждение людей, говорит об Аллахе без знаний, раздает фатауа без знаний, устанавливает правила без знаний. Во-первых, такому не разрешено обучать. А во-вторых, нельзя умалчивать в отношении него. Однако следует сделать ему наставление, чтобы обучился, когда будет дан ему удел из знаний, тогда пусть и обучает людей. Не следует ему препятствовать, если его призыв правильный, и не следует умалчивать и соглашаться, если он ошибется”.
Спрашивающий: «Если он ограничился переводом слов ученых, не добавляя и не убавляя ничего?»
Шейх: “Если слова ученых были переданы с научной надежностью, то в этом нет проблем. Это и есть путь требующих знания, они передают слова своих шейхов, ранних ученых, которые оставили труды, написали книги о Сунне. Пусть передает от них, однако чтобы была надежность. И лучше для него, хорошо понимать то, что он передает, т.е. если его спросят, он сможет разъяснить этот вопрос, указать шариатское постановление касательно этого религиозного вопроса, это для того, чтобы он не впал в ошибку. Также необходимо, чтобы передача (знаний) сопровождалась пониманием того, что передает человек, поскольку может человек рассказывает что-то искаженное, неправильно написанное, ошибочное, и этим самым вред коснется слушающего. Поэтому вместе с передачей должно быть и понимание”. Сл. “Шарху-Ссунна лиль-имам Ахмад” №1.
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Является ли наличие тазкии от обладателей знанием условием для того, кто хочет призывать к Аллаху?»
Шейх ответил: “Человеку не следует начинать вести (религиозные) разговоры и обращаться к людям, если он не является обладателем знаний. Но наличие тазкии не является для него обязательным. Однако, такой может быть неизвестным (маджхуль), и люди неспокойны в отношении него и желают узнать о нем через некоторых известных людей, которые могут предоставить нечто такое, что укажет на то, что он достоин призывать и от него следует извлекать пользу. Если у человека есть способность и умение, и неизвестно о нем ничего плохого, то разрешено ему это, и необязательно, чтобы у него была тазкия. Любой, у кого есть познание в чем-то может предоставить это, ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Распространяйте от меня даже один аят».
Спрашивающий: «Если тазкия не является условием, то как нам узнать, заслуживает ли призывающий доверия, особенно, если он не учился у учёных?»
Шейх: “Если человек неизвестный, то следует воздержаться в отношении него. Если же он известный своей пользой, например, известно, что он обучался, у него есть бумаги, подтверждающие, что он учился, человек может быть обученным путем частного обучения, не обязательно, чтобы у него был диплом об окончании факультета, или долгое нахождение у шейха. Тот, у кого есть что-то из знаний, которое он освоил, или есть польза, которую взял от ученого, то пусть донесет это до других”. Сл. “Шарх Сунан Ибн Маджах” № 248.
Шейх Мукъбиль ибн Хади говорил: “Если Аллах облегчил тебе связь с человеком, который обучает тебя, чьим знаниям и религии ты доверяешь, то старайся сидеть рядом с ним и призывать людей к нему. Если же это не облегчено для тебя, то я советую тебе создать свою исламскую библиотеку, в которой ты соберешь суннитские книги, и будешь прибывать в этой библиотеке, пока Аллах не откроет тебе (знание). А что касается слов: «Чьим шейхом является книга, то его ошибок будет больше, чем правильного», то это касается тех, кто не умеет правильно выбирать книги, и оставляет свой разум в этих книгах (слепо все принимая). А что касается суннитских книг, то такого быть не может. И потом, я советую каждому, кому Аллах даровал понимание и он видит в себе, что Аллах посредством него приносит пользу Исламу и мусульманам, пусть стремление получить диплом не удерживает его от требования полезных знаний. Сколько же тех, у кого имеется диплом доктора по исламскому фикъху, а у него нет в этом знаний. Сколько же тех, у кого имеется диплом доктора по хадисам, а у него нет в этом никаких знаний. И эти дипломы сажают людей на такие должности, которые они не заслуживают. Какую же пользу принесет тебе звание «доктор», когда ты невежественный в шариате Аллаха?!” См. “аль-Махрадж миналь-фитна” 173.
Шейх Сулейман ар-Рухайли сказал: “В некоторых странах есть только требующие знание. Они распространяют благо, однако, они или молодые в годах, или никто (из ученых) лично не засвидетельствовал о них, или не давал им тазкия. И некоторые люди говорят: «Не берите от них знания!» «Кто дал ему тазкия?!» Но тазкия, о которой говорят обладающие знанием бывает двух видов: тазкия личностная и тазкия своим знанием. Личностная тазкия – это когда порекомендуют лично этого человека, и засвидетельствуют о нем обладатели знания, что он компетентен. Скажут: «От такого-то берется знание. Учитесь у такого-то. Бери знания у такого-то». Таким образом, он получает рекомендацию от ее обладателей. И это, несомненно, высокая степень рекомендации.
Второй вид: тазкия знанием. Бывает так, что у человека нет тазкии как таковой, однако его знание является для него тазкией. Его знание – это знание Корана и Сунны, и он не противоречит ученым. Наоборот, он утверждает то же самое, что утверждают ученые Сунны, надежные ученые исламской общины. Для такого рекомендацией является его знание. Ведь если бы этот человек был представлен ученым, и они познали бы его по его знаниям, то дали бы ему личную рекомендацию. Это необходимо понять, братья! Потому что приходят ко мне сообщения о том, что в такой-то стране есть такой-то требующий знание, известный приверженностью Сунне, его слова обоснованы, не противоречит ученым, но некоторые люди говорят: «Не учитесь у него!» Почему?! Отвечают: «Его никто не рекомендовал из обладателей знания». Таким образом, я говорю, что тазкия бывает двух видов: личностная и своим знанием, которая заключается в том, что если бы его представили ученым, то ученые порекомендовали бы его. А полностью остерегаться нужно того, кто неизвестен знаниями или известен противоречием ученым в своих словах в вопросах исламского знания. В отношении такого нужно быть осторожными”. Сл. “И’дад аль-муфти”.
Конечно, нет никакого сомнения в том, что никакое слушание записей с уроками шейхов и чтение книг не сравнится с приобретением знаний непосредственно от больших ученых, которые могут пояснить то, что человек не понял или понимание чего стало для него затруднительным. Более того, если человек не имея правильных основ, погрузится в мир книг и станет приобретать знание самостоятельно, то он может впасть в заблуждение по многим вопросам. Именно поэтому хафиз ас-Сахауи говорил: “Кто войдет в знание один, тот оттуда один и выйдет!” См. “аль-Джауахир уа-ддурар” 1/58.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Тот, кто приобретает знание с книг, зачастую его знание является слабым, ведь они (его знания) не опираются на правила и основы. По этой причине мы находим много ошибок у тех, кто приобретает знание с книг, поскольку у них нет основ, на которых строятся тонкости Корана и Сунны”. См. “Китаб аль-‘ильм” 68-70.
И все сказанное не означает, что рядовой мусульманин имеет право брать на себя полномочие обучать любым положениям религии, даже которые он не знает должным образом и которым не обучался!
Прекрасным образом разъяснил этот момент выдающийся ученый – шейх Ибн ‘Усаймин, который сказал: “Если человек осведомлен о том, к чему призывает, то не имеет значения, является ли он при этом большим ученым, к которому обращаются, или требующим знание, усердным в этом деле, или даже рядовым мусульманином, но который имеет твердое знание в данном вопросе. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Распространяйте от меня даже один аят». И не является условием, чтобы призывающий был большого уровня в знании. Однако является условием, чтобы он был знающим касательно того вопроса, к которому призывает! Что же касается призыва, основанного на невежестве и эмоциях, то воистину, это не дозволено. По этой причине мы можем видеть братьев, которые занимаются призывом к Аллаху, однако их знание незначительное, и мы видим, что по причине их сильной ревности они начинают делать запретным то, что не сделал таковым Аллах, и обязывают тем, чем не обязал Аллах Своих рабов. Это очень опасное дело!” См. «Та’аун ад-ду’ат уа асаруху филь-муджтама’».
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «В некоторых странах нет ученых и устоявшихся требующих знание. Если кто-то из студентов приобрел какое-то знание, то может ли он взять на себя обучение исходя из этого?»
Шейх ответил: “Мое мнение состоит в том, что браться за подобное, не будучи подходящим для этого, является ошибкой. И мы говорили об этом вам, что в подобном могут быть порицаемые вещи. Если человек выдвинет себя на эту должность, даже если простолюд (в его местности) ниже его в знании, то он может возомнить: «Я их шейх! Выше каждого знающего – знающий, а я выше них!» Затем он подвергнет себя проблемам. Да, если мы найдем богобоязненного человека, который будет обучать людей, но когда его спросят о чем-либо, что он не знает, то он не станет отвечать от себя, а будет спрашивать у ученых, то это благая вещь”. Сл. “Шарх Хилья талиб аль-‘ильм”.
Одним словом, не следует впадать ни в одну из крайностей, в любом вопросе!
И потом, необходимо также различать, к чему призывает призывающий, о каких вопросах он говорит. Является ли это обсуждением глобальных вопросов, касающихся общины мусульман, касающихся вопросов связанных с опасностью и безопасностью? Или же это вопросы, связанные с убеждением, законоположениями и обрядами Ислама? Говорит ли призывающий на основании своего понимания текстов Корана и Сунны, или же лишь доносит слова признанных имамов?
Все эти положения, конечно же, неравнозначны!
_____________________
Перевел и подготовил для рассылок брат A'mash. Главный администратор ресурса www.salaf-forum.com (www.islam-forum.ws)