Положение тазкии в Исламе (4)
Тазкия бывает ошибочной
Также необходимо знать, что среди тазкий бывают ошибочные, когда та или иная рекомендация от ученого имеется у недостойного и даже заблудшего. И в этом нет ничего удивительного, ведь тазкию дают люди, пусть даже это ученые, а они не защищены от ошибок, ибо они – не пророки!
Что же касается тазкий, которые могут получить заблудшие проповедники от ученых, то причина этому одна из трех:
Первая причина: Ошибка ученого
Зияд ибн Худайр рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил меня: “Знаешь ли ты, что разрушает Ислам?” Я ответил: “Нет”. Он сказал: “Его разрушает ошибка ученого, споры лицемера о Книге Аллаха и постановления вводящих в заблуждение имамов”. ад-Дарими 1/71, аль-Фирьяби в “Сыфату-ннифакъ” 71. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, Хафиз Ибн Касир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность. См. “Тальбис аль-джахмия” 4/191, “Муснад аль-Фарукъ” 2/536, “Тахридж аль-Мишкат” 269, “Тахридж Фатх аль-Маджид” 305.
И причиной ошибки могут быть самые различные причины и обстоятельства. Например, недостаточно обширные знания о человеке, обладание неверной информацией о нем и мн. др. Один из подобных случаев: Когда имам Ахмад хвалил человека по имени Мухаммад ибн Хумайд ар-Рази, тогда как имам Ибн Хузайма, который жил после Ахмада делал ему джарх (дискредитировал). Когда Абу ‘Али ан-Найсабури сказал Ибн Хузайме: «Если бы ты передал что-то от Мухаммада ибн Хумайда, поистине, Ахмад ибн Ханбаль сильно хвалил его». Ибн Хузайма ответил: “Он не знал его должным образом. И если бы он знал его так, как знаем его мы, то никогда не похвалил бы его!” См. “ас-Сияр” 22/108.
Вторая причина: Получивший тазкию впоследствии впал в заблуждение
Сколько людей после похвалы ученых сходили с прямого пути? Достаточно вспомнить историю ‘Абдур-Рахмана ибн Мульджима, которого хвалил в свое время ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), но который в итоге стал хариджитом и убил ‘Али ибн Аби Талиба, став наихудшим из людей! Имам аз-Захаби в «аль-Мизан» писал: “Он (‘Абдур-Рахман ибн Мульджим) был усердным в поклонении и покорным Аллаху, но имел дурной конец, ибо убил он повелителя правоверных ‘Али ибн Абу Талиба, желая приблизиться к Аллаху пролитием его крови!”
Также из числа примеров можно вспомнить то, как имам Ахмад в свое время хвалил Хусайна аль-Карабиси, однако когда тот стал высказывать слова нововведения о сотворении произношения Корана, то обвинил его в нововведении.
Таким образом, необходимо понять, что живой не защищен от искушения и заблуждения! Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Пусть никто из вас не подражает слепо человеку в своей религии! Ведь поистине, если он уверует, и ты уверуешь, если он впадет в неверие, и ты впадешь в неверие. А если же кто-то не может обойтись без подражания кому-то, то пусть делает такълид за умершим, оставив живого, ибо поистине, живой не защищен от искушения”. аль-Байхакъи 10/116, ат-Табарани в “аль-Кабир” 9/152, аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 130. Иснад этого сообщения достоверный, а имам аль-Хайсами сказал, что все передатчики этого сообщения являются передатчиками «ас-Сахих». См. “Маджма’у-ззауаид” 1/188.
Такие же слова передаются и от Ибн ‘Умара, и в этом указание на необходимость придерживаться пути сподвижников и тех имамов и ученых, которые ушли из этого мира, будучи на правильном вероубеждении и манхадже, и опираться на их учеников и тех, кому они в свое время давали тазкия, но которые не сошли впоследствии с истинного пути.
Прошу Всевышнего Аллаха вести нас прямым путем и упокоить на нем!
Третья причина: Получивший тазкию ложно представил себя достойным
Также из причин ошибочного тазкия то, что тот или иной имам давал хорошую характеристику тому, кто просто-напросто показал себя перед ним с лучшей стороны и скрыл от него свое истинное убеждение. К примеру, многие передатчики хадисов из-за опасения перед имамом Яхьей ибн Ма’ином притворялись и не рассказывали своих слабых хадисов, рассказывая только достоверные. И среди мухаддисов даже было суждение, что если никто не называл из имамов передатчика надежным, кроме Ибн Ма’ина, то значит он притворился перед ним.
Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Му’аллими аль-Ямани писал: “Бывало так, что Ибн Ма’ин встречал во время своей поездки шейха и сидел с ним в собрании. Или, к примеру, услышал в Багдаде хадисы от некого шейха, посчитав их достоверными, тогда как ученые могли быть единогласны, что шейх этот даджаль и лжец, который просто встретил Ибн Ма’ина, рассказывая только достоверные хадисы. Или может этот шейх начинал уже путаться в хадисах до встречи с ним или после. Ибн аль-Джунейд рассказывал, что он спросил Ибн Ма’ина про Мухаммада ибн Касира аль-Къураши аль-Куфи, и тот ответил ему: «Нет в нем проблем». Тогда он рассказал ему его хадисы, которые были отвергаемые и Ибн Ма’ин сказал: «Если этот шейх передает такое, тогда он лжец! Если же нет, то я считаю его хадисы достоверными»”. См. “ат-Танкиль” 1/67.
Это одни из основных причин, на основании которых некоторые заблудшие могли получить похвалы ученых. И при этом поражают люди, которые берут ранние слова с похвалой того или иного ученого в отношении кого-либо, оставляя его последующие слова в отношении того же самого. В любом случае, все решает в таких случаях доказательство.
И потом, необходимо знать, что похвала того или иного ученого на какого-то проповедника не означает, что это однозначно делает его достойным, надежным, или что эта похвала гарант безошибочности на всю жизнь. И как говорил не раз шейх Раби’ аль-Мадхали в некоторых своих опровержениях, что людям, которые дискредитировали самих себя своими словами и делами не помогут даже тазкии шейхов Ибн База и аль-Альбани. Сл. “ат-Та’лик ‘аля аль-джауаб аль-кафи” 2.
Также, мы не должны впадать ни в одну из крайностей в этих вопросах. Будь это крайность джарховщиков, которые принимают любой джарх любого шейха даже в отношении саляфитских шейхов, к тому же обязывая этим остальных. Как и не должны впадать в противоположную крайность, считая любого проповедника достойным, даже если он известен своими явными противоречиями важным позициям ахлю-Сунна только лишь потому, что тот или иной ученый его похвалил.
Поспешность в тазкии
Почитав главу о том, что тазкии бывают ошибочными, становится ясно, что нельзя торопиться с этим, и это касается также студентов в русскоязычной среде, которые спешат похвалить появившегося проповедника, чей призыв в итоге оборачивается вредом и смутой. Поэтому саляфы и ученые запрещали торопиться с похвалой, и даже называть требующего знания шейхом, что также может быть незаслуженным видом тазкии.
Имам аль-Барбахари говорил: “Не дозволено говорить человеку о ком-либо: «Такой-то является приверженцем Сунны!», до тех пор, пока он не узнает, что в нем собрались качества Сунны!” См. “Шарху-Ссунна” 57.
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Что касается восхваления и т.п. не зная человека, то такое тазкия опасно, и оно может ввести людей в заблуждение относительно этого человека. О если бы люди останавливались у границ этого, и делали бы тазкия только тогда, когда соберутся все условия для этого! Ведь тазкия – это свидетельство, и если это будет неправильным тазкией, то станет ложным свидетельством”. См. “Итхаф аль-къари би-та’ликъат ‘аля Шарх ас-Сунна” 2/275.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если ты назовешь какого-либо человека шейхом, тогда как тот будет являться не обладающим знанием невеждой, то люди могут впасть в обольщение относительно него и посчитать, что он является знающим, после чего станут брать у него фатауа, что принесет великий вред! Ведь многие из людей – прошу Аллаха повести прямым путем нас и их – дают фатауа, не обладая знанием, поскольку они считают недостатком слова: «Я не знаю». На самом же деле слова «я не знаю» являются совершенством для человека. Однако душа человека любит славу, кроме тех, кому оказал милость Аллах! На основании сказанного я считаю, что применять слово «шейх» не следует кроме как в отношении того, кто заслуживает его либо по причине пожилого возраста, либо по причине его почетного места в обществе или же по причине знания”. Сл. “Ликъаат Баб аль-мафтух” № 117.
Шейх Мухаммад ‘Али Фаркус сказал: “Не подобает новичка в требовании знания или молодого в годах именовать «шейхом» в его шариатском значении. И даже если тот приобрел некоторые познания в науках, или является выпускником шариатского университета, или научного исламского центра, или изучения Книги Аллаха и некоторых Сунн пророка (мир ему и благословение Аллаха), или же удостоился каких-то дипломов, иджаз или тазкий. Ведь временной метод обучения в наше время очень короткий, при котором не достигаются цели и не охватывается желаемое. И с этой стороны данный недостаток студентов очевиден, и даже очевиден в некоторых устазах университетов, которые нуждаются в повторной проверке их преподавательской квалификации”. См. “Фатауа ‘Али Фаркус” № 1014.
Заключение
На основании приведенного, с дозволения Всевышнего, нам стало ясно, что тазкия в Исламе занимает важное место, и что этим можно отличить истинных обладателей знания от лже-проповедников.
Как и стало ясным, что тазкия не является условием, чтобы мусульманин мог передать то знание, которое имеется у него.
Также нам стало ясно, что тазкия не является гарантией безошибочности хвалимого, и что она не навсегда, поскольку человек может со временем впасть в заблуждение. И что не все тазкии, как и не все джархи ученых, являются однозначно правильными и необходимыми для принятия.
И в завершении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров, и прошу Его сделать этот небольшой труд полезным! А также уберечь от заблуждения и крайностей, показать нам истину истиной и помочь следованию ей до самого последнего вздоха!
_____________________
Перевел и подготовил для рассылок брат A'mash. Главный администратор ресурса www.salaf-forum.com (www.islam-forum.ws)