Ответы шейха Мухаммада `Али Фаркуса (да хранит его Аллах),с его официального сайта - раздела "медицина". http://ferkous.com/ (1) 1-Ошибки во время лечения Вопрос: «Медсестре было поручено оказать первую помощь больному ребёнку. Она, получив подтверждение от пациента, дала ему лекарство, назначенное врачом; лекарство висело у кровати пациента. Но состояние больного ухудшилось, и позже он умер. После того, как провели анализы, выяснилось, что у мальчика был порок сердца, и это лекарство было ему противопоказано, а это назначение было предназначено другому пациенту. Считается ли это убийством по ошибке? И какие шари`атские законоположения следуют за этим»? Ответ: Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, так же его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня. А затем: Знай, что мусульманские ученые единогласны в том, что если работа врача или того, кто заменяет его по работе, привела к плохим последствиям, то они не несут никакой ответственности. Но это при условии, если они выполняли свою работу согласно медицинским показаниям и не хотели своей работой принести пациенту ничего, кроме исцеления, и происходило всё с разрешения пациента или его попечителя. Отсюда исключается та ситуация, если ошибка была непозволительной. Под этой ошибкой имеется в виду то, что не признаётся основами медицинской науки и не признаётся учёными данной науки. И она (ошибка) станет ясной при сравнении с основной и правильной методикой лечения, и укажет на незнание и явную халатность, которые непозволительны врачу допускать. Так же как диагнозы, которые ставятся в спешке или халатное назначение лечения, не прибегая к обязательным основам медицины, для того, чтобы было правильное видение болезни. И я вижу, что та медсестра, которая нашла назначенное лекарство на кровати пациента, не несёт ответственности. Ведь данное назначение предположительно указывает на то, что его прописал врач, и подтверждение пациента прибавило ей уверенности. Она не несёт ответственности, даже если это назначение не предназначалось ему в действительности. И снимается с нее ответственность, так как ее действия одобрены шари`атом, как гласит об этом правило. А основа этого правила: «Любые действия, совершенные по правилам, но иногда приводящие к отрицательным последствиям, не налагают ответственность на того, кто сделал их». Отсюда вывод, что медсестра не несет ответственности по шариату. Она несла бы ответственность, если бы ошибка её была непозволительной, но в данном случае это не так. И так как лечение, в общем, является обязательной вещью, то: « Обязательное не обусловливается благополучным исходом». А полное знание у Аллаха и последний наш зов – хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня. _____________________ Перевел брат Ильяс абу Марьям.