Ответы шейха Мухаммада `Али Фаркуса (да хранит его Аллах),с его официального сайта - раздела "медицина". (4)
http://ferkous.com/
4-Шариатское решение относительно терапии отставания речи с использованием музыки
Вопрос:
«Какое существует решение относительно того, что врач использует инструментальную музыку, за которой следуют определённые слова, с целью тренировки речи того, кто страдает замедлением развитие речи? Данный метод терапии используется в развитых странах, и он получил широкое признание из-за исцеления тех, кто болеет этой болезнью. И да воздаст Аллах вам благом!»
Ответ:
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, так же его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.
А затем:
Знай, что основа звучания голоса – это гортань людей или животных. А создаваемая музыка и ее инструменты, как звук бубен, дудки, барабана, струнных инструментов, устроена в своей ритмичности и гармонии соответственно устройству природного голоса, исходящего из гортани. Дудка (аль-Мизмар) взято от слова «аз- замир», что означает голос, похожий на свист, так же под ним может иметься в виду хороший голос, пение, а назван был им инструмент из-за его уподобления с человеческим голосом.
Относительно музыкальных инструментов пришли ясные контексты, указывающие на их запрет. И многие учёные сказали, что они не дозволены, так как основа в запрете чего-либо – это категоричная недозволенность (харам). А если пришло нечто такое, что указывает на дозволенность использования каких-либо инструментов, то это либо является исключением из того, что запрещено, либо относится к конкретным случаям в которых они дозволены. Как удары в бубен на джихаде, или на праздниках, или на свадебных пирах. Указывает на это хадис двух невольниц (Бухари 952), так же хадис про эфиопов (Бухари 454) и хадис: «Разглашайте о своём никахе» (Сахих аль-Джами` 1072).
Некоторые учёные, изучив эти вопросы, позволили использование музыкальных инструментов и объяснили это тем, что инструменты в своём положении следуют и присоединяются к положению бубен. А другие учёные разрешили их при условии, чтобы они ( инструменты) не были одними из отличительных предметов богатых (известных) и уподобляющих женщинам мужчин, а также ввели под понятие «праздник» и «свадебный пир» все случаи веселья.
Причина запрета заключается в наслаждении в момент прослушивания. Это наслаждение занимает сердце и отстраняет от поминания Аллаха. Поэтому Абу Бакр ас-Сыддыкъ посчитал это бубном шайтана, который приказывает совершать запретное и порицаемое, отстраняет от поминания Аллаха и молитвы, как указал на это аят Корана. Но посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил на тот момент, что его порицание не к месту, так как это день праздника. И так же, понимается с этого хадиса, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) одобрил порицание Абу Бакра в другие дни, помимо праздников.
Почему учёные углубились в данный вопрос и не ограничили дозволенность использования бубен только праздниками? Я считаю, что это возвращается к правилу, в отношении которого учёные имеют разногласия. Правило следующее: «То, в отношении чего было проведено аналогичное сравнение, можно ли на нём проводить другое сравнение»? Учёные аль-Усуль единогласны в дозволенности сравнения, при наличии связывающей причины, и, в том, в отношении чего они единогласны, что можно проводить сравнение. А всё, что помимо этого, то имеется разногласие. Учение (мазхаб) Ханбалитов, Шафи`итов, аль-Къады аль-Малики Мухаммад ибн Исхакъ разрешали этот вид сравнения.
Можно сказать, что рарешение использования бубен может распространиться как на праздники и свадебные пиры, так и на остальные случаи веселья. И не следует отсюда то, что дозволено использовать другие музыкальные инструменты помимо бубен, так как бубны - это исключение из общего запрета на все музыкальные инструменты, без указания причин на это, и не попадает под первое положение, так же как и не дозволено проводить аналогию. Так как условие аналогии состоит в том, чтобы основа, на чем проводится аналогия, содержала в себе её правила.
И тут становится ясно, что невозможно распространять дозволенность бубен на другие музыкальные инструменты, и эти инструменты остаются на своей основе, а это - запрет.
И наш чистый шар`иат разъяснил, что для каждой болезни есть лекарство, без использования запретного. Запретное не является обязательной частью лечения и не то, что помогает в исцелении. Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, Аллах ниспослал болезнь и исцеление. И от каждой болезни сделал Он исцеление, так лечитесь же, но не лечитесь запретным» (Сильсиля сахиха 4\174). Так же передаётся от Ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах): «Аллах не сделал исцеление в том, что запретил для вас» (Бухари 7\110).
Самое лучшее лечение для тех, у кого задержка речи, это лечение книгой Аллаха и чтение его аятов. Аллах облегчил его для поминания и сделал в нём исцеление для сердец и лекарство для тел. Сказал Всевышний Аллах: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли среди вас поминающие?» (Сура аль-Къамар аят 17). Так же говорит Всевышний Аллах: «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих» (Сура аль-Исра аят 82). Так же говорит в другом аяте: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали» (Сура Фуссылят аят 44). И Говорит Аллах: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (Сура Йунус аят 57).
Да помилует Аллах того, кто лечит себя тем, в чём довольство Аллаха, или тем, что Он приказал или одобрил из благого.
А полное знание у Аллаха и последний наш зов – хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.
_____________________
Перевел брат Ильяс абу Марьям.